Викторианская Англия — всем хорошо известный период мощи и расцвета страны: владения, простирающиеся по всему свету, государственная стабильность, развитие промышленности, свобода торговли, растущее качество жизни среднего класса и особый “викторианский образ мысли”. «Средний викторинец не мог не чувствовать, что живет если и не в лучшем из миров, то по крайней мере в таком мире, который становится день ото дня все лучше и лучше” (Дж. Ковар, Дж. Соренсен). Это время духовных и интеллектуальных богатств, время Диккенса, Теккерея, Троллопа, Карлейля, Теннисона, Браунинга, Рёскина и Морриса, прерафаэлитов и Бёрдсли, Оскара Уайльда, молодого Шоу, молодого Голсуорси и т. д. Художественное выражение этого периода крайне богато — от апофеозной пышности и победной торжественности салонного искусства до льющейся музыкальности, медлительной пластики и мягкой ритмичности прерафаэлитов.

Лоуренс Альма-Тадема был одним из самых известных и востребованных художников викторианского периода. Сейчас его имя мало известно. После смерти художника в 1912 году, на фоне набирающего популярность модернизма, его творчество стало считаться несовременным, с налетом притворства и приторности. Действительно, темы из античной истории, воспевание Рима, Греции, Средневековья больше не волновали современников, не отражали глобальные изменения происходившие в обществе.

А когда-то, когда английские мореплаватели открывали в просторах мирового океана новые земли и поднимали над ними британский флаг, когда английские археологи вели раскопки на территориях, где некогда существовали древние цивилизации, и их находки — старинные саркофаги, изваяния, амфоры, изделия из золота, серебра, украшенные драгоценными камнями, все, что сохранилось от египетского, ассирийского, вавилонского и классического греческого искусства, — тотчас отправлялись в Лондон, пополняя коллекции Британского музея, когда Лорд Эльгин продал Британскому музею скульптуры Парфенона и Эрехтейона, доставленные в Лондон из афинского Акрополя, когда понятия ценности и красоты были нерасторжимы, именно тогда роскошный историзм Лоуренса Альма-Тадемы был востребован и давал волю воображению посетителям выставок и многочисленным ценителям его искусства.

Лоуренс Альма-Тадема родился в 1836 году на севере Нидерландов. Рано проявил интерес к рисованию, много занимался, штудировал труды Леонардо да Винчи и в 1852 году поступил в Королевскую академию Антверпена. С самого начала его привлекает история, он воспевает времена Меровингов, но делает это не монументально и воинственно, а спокойно и вполне интимно. Его интересуют не исторические битвы и захваты территорий, а простой быт, домашняя жизнь и отношения между людьми. Он опоэтизировал и наполнил красотой суровый мир прошлого.

После посещения Лондона и знакомства с коллекцией Британского музея и музея Виктории и Альберта, Альма-Тадема увлекается искусством Древнего Египта, а после посещения Рима, Неаполя и Помпей, обращается к Античности. Картины художника пользуются огромным успехом, точность исторических трактовок, абсолютное погружение в древний мир, кропотливая выписанность всех предметов (художник детально и скрупулезно воспроизводил предметы, увиденные в музеях), красота героев — все нравится публике, коллекционерам и знатокам. Один из ученых-египтологов писал: “Эти картины говорят знатокам много такого, чего не может понять непосвященный. Это настоящее воскрешение египетской жизни. В них нет ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов. Здесь все верно”.

В Англии у него появилось много друзей, оттуда постоянно приходят заказы и художник принимает решение переехать в эту страну. В 1873 году Лоуренс Альма- Тадема становится английским подданным, получив в ответ на свою просьбу разрешительное письмо лично от королевы Виктории.

В Англии его ждал успех и расцвет карьеры, который продлился до конца его дней. В 1879 года Альма-Тандема получил звание действительного академика Королевской Академии художеств, он участвовал во всех международных выставках, неоднократно получал медали за свои произведения, а в 1899 году был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести.

Дом, который он перестроил по собственному проекту и где жила обожаемая семья (жена Лаура, талантливая художница, и две дочери от первого брака) превратился в интеллектуальный центр Лондона. Известные композиторы, скрипачи, певцы, художники и театральные деятели постоянно бывали в нем. Да и сам дом был уникален! “Мысли художника зависят от обстановки”, любил повторять художник и 66 комнат оформил в греко-римском, египетском, японском и китайском стилях. Там он хранил большое собрание археологических находок, китайского и японского фарфора. На стенах в доме можно было прочесть мудрые изречения; например, комнату, где висели картины друзей художника, украшала фраза: “Я считаю себя счастливым, когда вспоминаю моих хороших друзей”. Мастерская располагалась в помещении с полукуполом и апсидой в южной части. В апсиде была видна надпись: “Искусство вечно, жизнь коротка”.

Искусство вечно, и оно должно быть прекрасно, поэтому в его работах девушки полны пленительного очарования, струятся драгоценные материи, звучат мелодии и поэтические рифмы, легким ароматом благоухают цветы, время замирает, жизнь становится искусством и приобщается к вечности.

Время идет, и после длительно забвения имя Альма-Тандемы все чаще звучит в музеях, к его наследию обращаются не только современные художники, но и дизайнеры, режиссеры. В 1890-х красочность и декоративность картин отметил и оценил великий актер, директор знаменитого лондонского театра “Лицеум” Генри Ирвинг, он пригласил художника к работе над костюмами и декорациями греческих трагедий и произведений Шекспира, тогда это упрочило славу постановок Ирвинга. А в 2001 году англо-американский фильм “Гладиатор” получил премию “Оскар,” в том числе и за лучший дизайн костюмов, многие из которых были взяты с картин художника.

Литература по теме:

Barrow, R. J. Lawrence Alma-Tadema. London: Phaidon, 2001 Swanson V. Sir Alma-Tadema: The Painter of the Victorian Vision of the Ancient World. London: Ash & Grant, 197
Swinglehurst E. Lawrence Alma-Tadema. — Thunder Bay Press, Canada, 2001 Шестимиров А. Альма-Тадема: Альбом. — М.: Белый город, 2012

Альма-Тадема. Во времена Константина

Альма-Тадема. Любимое занятие

Альма-Тадема. Фидий и фриз Парфенона