На юго-западе Англии находится уникальный город Бат. Он абсолютно особенный. Представьте себе – неиссякаемые источники целебной минеральной воды, простирающиеся красоты долины реки Эйвон, римское завоевание и битвы короля Артура, архитектура в палладианском стиле и Аббатство с псевдоготическим собором, история которого начинается в 7 веке! А еще Томас Гейнсборо, Джейн Остин, Чарльз Диккенс… Этот город достоин отдельной лекции! Когда-то в 1781 году в этот город приехал художник Бенджамин Баркер. Он был выходец из довольно обеспеченной семьи и особенно не переживал за свое будущее. С юного возраста юноша увлекался лошадьми и скачками, и как-то проиграл большую сумму денег. Разгневанный отец прекратил оплачивать фривольную жизнь сына и тот был вынужден задуматься о профессии и работе. Бенджамин решил стать художником. По всей вероятности, у Бенджамина был врожденный талант, так как без профессиональной подготовки, занимаясь, в основном, самообразованием, он стал писать неплохие картины. Темы его работ? Конечно, лошади и пейзажи! Однако, денег не хватало, а уже появилась семья и дети, и в поисках счастья и обеспеченных заказчиков он переезжает в Бат, ведь это был один из самых модных и богатых курортов того времени! К сожалению, его профессиональная карьера так и не сложилась. В свободное время он продолжал рисовать лошадей, а основное было занято росписью карет и уборкой конюшен.
Но! Бенджамин Баркер стал основателем целой династии художников. Два сына и четыре внука прославились в истории английского искусства. Наш разговор пойдет о старшем сыне — Томасе Баркера или, как его называли, “Томас из Бата”. Он родился в 1767 году и с детства проявил талант к рисованию. Конечно, первые уроки мастерства он получил у своего отца, особенно отец поощрял изображение лошадей). Когда ему было 16 лет, семья и переехала в Бат, а там его талант заметил богатый производитель карет) по имени Чарльз Спакмен. Он изъявил желание оплачивать профессиональное обучение юноши. По мнению Чарльза Спакмена, профессиональное обучение заключалось в копировании старых мастеров. Работа на пленэре была запрещена, отражение жизни в искусстве не приветствовалось. На протяжении четырех лет Томас копировал работы голландских и фламандских художников. Его наставник лично проверял работу юноши. Как гласит легенда, Чарльз Спакмен был убежден в том, что чтобы овладеть манерой того или иного мастера, надо сделать не менее 130 копий с одной картины. И юноша усердно трудился). И эти труды не прошли даром, выставки художника, устраиваемые Спакменом, были популярны, его работы покупали, его слава росла. А однажды, находясь в гостях, Томас Баркер увидел на стене свою работу и поблагодарил хозяйку дома за оценку его творчества. Хозяйка чуть не лишилась чувств, она была уверена, что за небольшую сумму приобрела картину Рембрандта.
Вскоре творчество Баркера изменилось. В Бат приехал известный художник Томас Гейнсборо и легкая, свободная, воздушная манера последнего оказала влияние на Баркера.
Творческая судьба Томаса Баркера сложилась успешно. Он поехал в Рим, где продолжил свое образование. Затем на некоторое время задержался в Лондоне, где также вошел в число известных и именитых художников. Более пятидесяти лет он выставлялся в Королевской академии и Британском институте искусств. Однако, всю свою жизнь он прожил в Бате, где его творчество особенно ценят — за красоту воспетых кистью полей; за величавые деревья, освещенные мягким светом; за нежность и очарование юных дам на его портретах.

Бат. Римские термы

Бенджамин Баркер. Наездник

Томас Баркер. Семейный портрет

Томас Баркер. Портрет сестер.

Томас Баркер. Автопортрет Рембрандта (копия)

Leave a reply